Кора-Персефона на статере Метапонта

LUCANIA, Metapontion

AR Nomos (Didrachm)

c 330-280 BC

Obv.: Head of Demeter (Persephona?) left, with corn-wreath, hair flowing; wearing triple-pendant earring and necklace; DAI to right below chin;

Rev.: Seven-grained barley ear, leaf to right; META apwards to left, Plough in right field, MAX below leaf.

Johnston Cass C, 1; 7,72 gm, 20 mm, 12h, EF.

Персефо́на (др.-греч. Περσεφόνη) — богиня плодородия и царства мёртвых. Ее культ существовал в Пилосе ещё в микенскую эпоху. С приходом дорийцев он сливается с культом богини-девы Коры. Персефона — дочь Деметры и Зевса. К ней сватались Арес и Аполлон. По мифу, Кора росла вместе с Афиной, Артемидой и Афродитой. Цветком Коры называют нарцисс и асфодель. Во время игры с подругами была похищена Аидом, который унёс ее в своё царство мертвых. По наиболее популярной версии, это произошло на лугу близ Энны, у озера Перг, в Сицилии. В Сиракузах, в том месте, где разверзлась земля, ей посвящен источник Киана. По другим версиям, Плутон спустился под землю в местечке Эринеон близ Элевсина, либо у реки Химарр в Арголиде, либо на краю ипподрома в Олимпии. Деметра искала дочь по всему миру, предаваясь безутешной скорби, и в это время земля была бесплодна, ничто не всходило на засеянных полях. Узнав о похищении, Деметра обратилась за помощью к Зевсу с требованием вернуть Персефону. Аид отпустил Персефону, но перед освобождением дал ей семь зерен  граната (по преданию, гранаты возникли из капель крови Диониса). Персефона, до этого отказывавшаяся от пищи, съела зёрна — и оказалась обречена на возвращение в царство Аида. Чтобы успокоить Деметру, Зевс решил, что две трети года Персефона будет проводить на Олимпе, а треть — в Аиде, символизируя тем самым смену времен года. Во время свадьбы Плутона и Персефоны, в качестве свадебного дара, Зевс отдал невесте остров Сицилию (по другим версиям, Фивы, либо Кизик).

Неаполь, Парфенопа

AR Nomos (Didrachm)

с300-275 BC.

Obv.: Head of nymph Parthenope right, wearing triple pendant earring and band round hair; astragalos behind, monogram EK before; dotted border.

Rev.: Man-headed bull walking right; above, Nike flying right, crowing him; NY monogram below; legemd NEOPOLITWN  in ex. off flan.

Rutter, Historia Numorum 579; Sambon 478; SNG ANS 373 (same dies); SNG München 242; HN Italy 579;  7.28 gm, 20 mm,. 11h, aEF, lightly toned.

From: Fritz Rudolf Künker GmbH & Co. KG, Auction 174, lot #31.

Спутницами Персефоны, как утверждает Еврипид, были Сирены, более известные по приключениям Одиссея. В полу-птиц превратила их Деметра после того, как Аид похитил ее дочь. Якобы за то, что они не смогли ему помешать…  С тех пор проклятием Сирен было сидеть на одном из островов в районе Сицилии и сладкоголосым пением заманивать и жестоко убивать доверчивых мореходов. Есть данные, что таким островом мог быть Капри. В близлежащем Неаполе показывали даже гробницу одной из них – Парфенопы, а сам город – в знаментом порно-блокбастере «Сатирикон» - его автор Петроний называет «постройкой Сирен» .


The types of the Neapolitan coins are probably agonistic. The head of most frequent occurrence on the obverses would seem to be that of the Siren Parthenope variously represented in profile, and occasionally facing with flowing hair, a type very closely resembling the chef-d'oeuvre of Kimon at Syracuse, the famous tetradrachm with the full-face head of Arethusa (A. Evans, N. C., 1891, pl. XI). In honour of Parthenope, identified as the local goddess of Neapolis, annual games were celebrated (Roscher, Lex., 1653). The man-headed bull on the reverses is thought to be the River-god Acheloös, the father of the Sirens, whose cultus was wide-spread throughout the Greek world. At Neapolis, however, it is possible that the periodical agonistic festivals for which coins were issued were not held solely in honour of Acheloös, the father of Rivers. The man-headed bull, crowned on the later coins by a winged Nike, clearly an agonistic type, is characteristic of many Campanian coins, and may have been generally understood as symbolical of Acheloös, and, locally perhaps, of the tauriform chthonian divinity, Bacchus Hebon, whose worship was prevalent in Southern Italy, and more especially in Campania (Lenormant, La Grande Grèce, i. 420).

  T. Щербанова 

Персефона

..этот ключ унес слезу Деметры
к Персефоне, у подземных рек...
/Ф.Шиллер/

 

 


асфоделями стали ирисы.
привкусом гранатовым верность трону.
жертву на алтарь, люди Пилоса!
да монету под язык для Харона.
не вороний гвалт - шелест крика,
духи смерти за крылами Таната,
вымолил Орфей Эвридику
вопреки суду Радаманта...

будет засуха - гнев Деметры.

скучно, видимо, на Олимпе.
в царстве колкого злого ветра
в вечных сумерках только выпи,
лай трехглавого, сон Гипноса,
да змеиные кольца Стикса...
асфоделями стали розы.
помоги, Гермес, возвратиться.

ты же знаешь путь - мимо стражей,

пусть шипят вдогонку эринии.
давит грудь, Гермес, не корсажем,
оттеняют плечи не лилии.
слишком холоден дом Пиларта.
не напиться из Ахеронта.
доцарить бы, Гермес, до марта,
до просоленных капель Понта...